Эксперты мировой транспортной отрасли прогнозируют, что в течение 10-15 лет беспилотные автомобили (робомобили) станут превалирующим средством пассажирских и грузовых перевозок на дорогах развитых стран. Предвидения аналитиков базируются на экстраполяции нынешних достижений в области разработки и испытаний робомобилей, которые демонстрируют десятки автопроизводителей - от именитых гигантов мирового автопрома до стартапов, изначально ориентирующихся на создание инновационных решений для реализации «бесчеловечного» управления автомобилями.
Современный уровень технологий автоматизации и роботизации, а также наблюдаемые опытные образцы робомобилей, «бегающие» по городам и весям США, Южной Кореи, Китая и стран Европы, не оставляют и тени сомнений в том, что автомобиль со встроенным в него «электронным водителем» будет практически готов для внедрения в массовое производство не сегодня-завтра. К такому выводу приводит информация о непрерывном процессе совершенствовании программного обеспечения в различных сферах: от машинного зрения и систем распознавания образов до управления двигателем и ходовой частою транспортного средства. Одновременно в области аппаратного обеспечения «зрительных функций» робомобилей проводятся исследования по созданию комплексов, содержащих радары, лидары и видеокамеры. Но как бы ни старались и аппаратчики, и программисты создать безукоризненный «зрительный комплекс», они не смогут предусмотреть все непредсказуемые ситуации как в восприятии дорожных знаков (солнечные блики, снег, обледенения, грязь), так и в динамике теней, вызываемых колебаниями крон деревьев и вспышками молний.
В принципе эти явления можно внести в ПО, но сколько времени понадобится для натурных экспериментов, насколько это увеличит объем ПО и как скажется на производительности бортового компьютера, который должен параллельно решать задачи, не менее важные для безопасности участников дорожного движения (например, своевременное обнаружение на пути следования пешеходов, велосипедистов и предотвращения наезда на них)? Поэтому очень желательно (да и попросту жизненно необходимо), чтобы в память системы управления робомобилем была изначально заложена максимально подробная электронная карта, которая бы смогла разгрузить бортовой компьютер от решения многих задач по «обозрения окружающего пространства», поскольку это пространство уже отображено в карте.
Популярные среди водителей автомобилей карты геонавигации способны только начертить схему проезда, указать расстояния между пунктами на маршруте движения. Однако они не могут указать расстояние, например, до ближайшего столба, тротуарного бордюра, киоска, светофора, линии дорожной разметки - все это сегодня «вычисляют» системы машинного зрения. Такая информация закладывается в картографические сервисы, разрабатываемые специально для беспилотных авто. Подобные спецкарты разрабатываются практически всеми производителями робомобилей (или по их заказу картографическими фирмами). В России же с 2014 года проводится разработка карты дорожной инфраструктуры Москвы, которую осуществляет МосгортрансНИИпроект. На сегодняшний день разработчики создали в границах «старой Москвы» схему транспортных объектов — КСОДД (комплексная схема организации дорожного движения), в которую внесены знаки дорожного движения и зоны их действия, направления движения, расстановка светофоров. В ближайшее время КСОДД пополнится малыми архитектурными формами, клумбами, памятниками, оградами - всеми элементами улично-дорожной сети важными для безопасного движения беспилотных транспортных средств.
Комментарии
Отправить комментарий